10.1.12

Подбор горных лыж. Часть 1. Едут лыжи или едет лыжник?

Доброго времени суток!
     Я старательно обходил эту тему стороной, но в любом технически сложном виде спорта озвученный в заголовке вопрос примерно равнозначен следующему: что было сначала - яйцо или курица? Не пытаясь претендовать на истину в последней инстанции, изложу свой взгляд на эту тему.
     С самого начала считаю нужным оговориться о следующем: по моему глубокому убеждению, каждый лыжник в процессе своего становления в разное время по-разному отвечает на этот вопрос. Я не исключение, и на этом основании считаю, что вопрос за годы катания я проработал, и ответ уже выкристаллизовался. Желаю каждому начинающему и продолжающему лыжнику сделать то же самое.
     Начну с того, что начал кататься на горных лыжах я в тот момент, когда лыжи карвинговой геометрии уже уверенно доминировали в продаже, но на склонах уверенно катающихся на достаточно раритетном инвентаре еще было предостаточно. Первое, что я сделал как горнолыжник - это выбрал направление: oldschool или новомодный "карвинг". Я как-то интуитивно выбрал второе - и считаю, что не прогадал. Именно в этот момент первые сомнения в ответе на данный вопрос улетучиваются: каждый, откатавшийся 2-3 месяца на лыжах карвинговой геометрии, уверен - едут ЛЫЖИ!
     И ведь он на этом этапе абсолютно прав - ведь ощущения подсказывают ему именно это! На собственном опыте я это ощутил в тот момент, когда стал поувереннее спускаться и начал заниматься очень модным (и, кстати, полезным) делом - тестить лыжи. Естественно, что моя личная пара K2 Omni 4.0 с тупыми кантами и неухоженным скользяком ни в какое сравнение не шла с любыми тестовыми лыжами. Причем чем лучше лыжа - тем лучше она едет на любых "прыщиках". Безусловно, мечтой любого начинающего азартного лыжника являются самые наикрутейшие (верхние "магазинки" или, даже страшно подумать, цеховые!). Ведь тело чувствует - чем дороже и лучше лыжа, тем увереннее она ведет себя на склоне, быстрее едет, лучше тормозит, да и просто красивее! Так что всех, кто уверенно отдает в этой паре первенство лыжам, я не стану разубеждать.
      Первые сомнения в правильности выбранного ответа приходят в настоящих горах. Оказаться в них, толком не умея кататься, да еще на плохоньком инвентаре - настоящее крещение. Но в этом случае все логично - в этой паре все гармонично, пусть и гармонично слабо. Но мне в первый же год катания "повезло" (хотя сейчас я этот опыт расцениваю именно как повезло!) оказаться на Г/к Кукисвумчорр (или "25-м") на верхних магазинных слаломках Rossignol Radical 11 Mutix длиной 165 см с реально радикальным боковым вырезом в 13 м и пластиковыми усами, только входящими тогда в моду. На этих лыжах я перед этим феерично гонял по склонам БигВуда, и мнил себя ну не меньше, чем Бенджамином Райхом. Но все изменилось в один момент, когда передо мной открылся не освещенный солнцем плоский как стол и широкий склон, закатанный в мягкий вельвет, а слепые бугристые крутяки, тогда еще не знавшие ратрака. Еще поднимаясь на подъемнике, я видел массу людей в допотопном снаряжении, легко и феерично спускающихся вниз.Я уже предвкушал, как виртуозно повезут меня мои волшебные лыжи, и уже приготовился к овациям...
     Суровая реальность встретила меня прямо на сходе с подъемника. Оказывается, эта радикальная геометрия совсем не собиралась феерично катить, а, наоборот, цеплялась за малейшие неровности. В довершение всего надо сказать, что я был там с группой лыжной школы. Мои собратья весело ржали в голос, глядя на мои ковырянья при опытке траверсом проехать какие-то 200 метров до кулуара... И это было еще только начало. Впереди был достаточно крутой кулуар с кустами, задутый снегом примерно по колено, и покрытый сверху корочкой.
      Тот,  кто имел удовольствие спускаться на слаломках по такой целине, уже все понял. Остальным же рекомендую попробовать самим - на своем опыте лучше понимаешь... Я не буду говорить, что сразу переметнулся в другой лагерь, но уверенность в первичности инвентаря в паре лыжи-лыжник именно тогда дала серьезную трещину.
      Подводя итог сказанному, хочу отметить: считать, что только самые лучшие (крутые, длинные, широкие, от Кая Закриссона и пр.) лыжи дадут вам требуемые ощущения и уверенность при катании, по крайней мере наивно. Инвентарь должен соответствовать уровню лыжника или быть несколько выше классом для прогресса в катании. Но эта разница не должна быть фатальной: встать начинающему сразу на мужской цеховой гигант или Hellbent равносильно только получившему права сесть в спортивный гоночный автомобиль. Мера важна во всем. Исходя из этого постулата во второй части материала я изложу собственные критерии выбора горных лыж.
      To be continued...    

2 комментария:

  1. Разъясним термин, к примеру, в Википедии:
    Кулуа́р (от фр. couloir — проход, коридор) -ложбина в склоне горы, направленная вниз по линии тока воды. Широкая в верхней части, сужается внизу.
    Кулуары:
    - ледовые — заглаженные камнями и снегом, с плотным льдом.
    - снежные — определяют пути сброса снега, а следовательно, лавин.
    - скальные — пути сброса воды и камней.
    Ну а применительно к горным лыжам можно посмотреть, к примеру, вот этот материал:
    http://www.ski.ru/static/112/2_14919.html

    ОтветитьУдалить